Игра как основной элемент коррекционной работы
Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.
Стереотипные игры
Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.
Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:
- Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
- В стереотипных играх участвует только пациент.
- Порядок действий постоянно повторяется.
Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:
- Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
- Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
- Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.
Сенсорные игры
Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.
Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):
- Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
- Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
- Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
- Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
- Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
- Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.
Эффективность сенсорных игр:
- Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
- Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
- Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
- В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.
Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития
Частые вопросы
Какие коррекционные занятия рекомендуются для детей с аутизмом?
Для детей с аутизмом рекомендуется проведение стереотипных и сенсорных игр, которые способствуют развитию коммуникативных и социальных навыков, а также улучшению моторики и восприятия окружающего мира.
Какие преимущества имеют коррекционные занятия с использованием стереотипных и сенсорных игр?
Коррекционные занятия с использованием стереотипных и сенсорных игр способствуют улучшению внимания, концентрации, координации движений, а также помогают снять стресс и напряжение у детей с аутизмом.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Используйте стереотипные и сенсорные игры для развития тактильных навыков у детей с аутизмом. Это поможет им лучше воспринимать и понимать окружающий мир.
СОВЕТ №2
Поддерживайте постоянный контакт с ребенком во время занятий, используя жесты, мимику и невербальные сигналы. Это поможет установить эмоциональную связь и повысить эффективность занятий.
СОВЕТ №3
Используйте игру как основной метод обучения, так как она способствует лучшему усвоению материала и развитию социальных навыков у детей с аутизмом.