Гиперактивность у детей Симптом невнимательности. Ребёнок легко и часто отвлекается, забывается, с большим трудом сосредотачивает внимание на чём-то одном. Невнимательность влияет на выполнение заданий, организацию и соблюдение определённых жизненных инструкций. Когда говоришь с невнимательным ребёнком, может показаться, что он вовсе не слушает. Малыш допускает множество ошибок из-за своей проблемы, теряет свои принадлежности и прочее.
Нарушение внимания у детей
Симптом импульсивности. Нередко ученик ведёт себя в классе несдержанно, выкрикивает ответ до того, как преподаватель завершит вопрос, перебивает, не может дождаться своей очереди и прочее.
Импульсивность — синдром СДВГ
Диагностика подтипов
- Расстройство с импульсивностью и гиперактивностью. У дитя как минимум шесть симптомов импульсивности и гиперактивности. Данное состояние можно ошибочно принять за недостаточную дисциплинированность и эмоциональные проблемы.
- СДВГ с дефицитом внимания. Шесть симптомов дефицита внимания, неспособность спокойно сидеть на месте и ладить со сверстниками, концентрировать внимание.
- Смешанный тип. Шесть и более симптомов болезни из каждого вышеуказанного списка.
Диагностика
Актуально проведение следующих исследований:
- расспрос учителей и членов семьи о ребёнке;
- медосмотр для выявления других причин симптомов;
- сбор информации о состоянии здоровья;
- шкалы для объединения и оценки полученной информации.
Дифференциальная диагностика
Заболевания, аналогичные симптомам данной патологии или существующие параллельно:
- синдром Туретта;
- трудности говорения или обучения;
- судорожные расстройства;
- тревожные расстройства;
- нарушения сна;
- поражение головного мозга.
Именно поэтому дошкольников необходимо показывать специалистам: психологу, логопеду, психиатру, педиатру, иными словами, врачам, специализирующимся на развитии детей. Среди актуальных методов диагностики стоит выделить внешний опрос и психометрическое тестирование.
Лечение
Традиционно проблема лечится с использованием лекарственных препаратов, которые сопровождают консультацию, тренировки и образовательную программу. Такой подход позволяет лишь купировать симптоматику, но не излечить заболевание. Для определения более конкретных подходов может пройти немало времени и родители должны быть готовы к этому.
Стимуляторы
Психостимуляторы назначаются наиболее часто, они способны повысить и отрегулировать уровень нейромедиаторов, эффективно купируют симптомы гиперактивности.
В качестве примера стоит привести:
- лиздексамфетамин или лисдексамфетамин (англ. Lisdexamfetamine);
- дексамфетамин (синонимы: декстроамфетамин, D-амфетамин, (+)-амфетамин).
- Не прекращайте демонстрировать ребенку свою любовь и поддержку. Не понижайте его самооценку и самоуважение, не акцентируйте внимание на плохом поведении.
- Оцените ребенка по достоинству, чаще проводите время вместе без других взрослых и детей. Позитивное внимание должно преобладать над негативным.
- Будьте конкретны, когда даете указания, используйте простые слова и говорите медленно. За один раз давайте одно указание. До и во время озвучивания цели смотрите ребенку в глаза.
- Организуйте время отдыха для малыша, защитите его от излишней усталости.
- Подберите способ дисциплинирования и улучшения самооценки. Отличным вариантом могут стать разные виды боевых искусств, танцы, музыка, искусство. Не нужно заставлять малыша заниматься, найдите у него особый талант, который есть у каждого.
- Строго придерживайтесь режима дня, отмечайте важные планы и праздники в большом календаре, который будет видеть маленький пациент. Таким детям сложно принимать изменения, поэтому они должны быть к ним готовы заранее. Не стоит внезапно переводить внимание с одной деятельности на другую.
- Оставайтесь спокойны, даже если ребенок вышел из-под контроля. Малыш может перенимать ваше поведение и успокаиваться.
- Для повышения дисциплинированности делайте перерывы, частые, но короткие.
- Старайтесь заранее определять сложную ситуацию и делать все для ее предотвращения. Для ребенка с рассматриваемым диагнозом это может быть долгий поход по магазинам, длинная лекция.
- Помните, пока вы сможете увидеть улучшения, должно пройти немало времени. Ориентируйтесь на реалистичные ожидания – ребенка и собственные.
- Не забывайте о собственном отдыхе, поскольку изможденные родители – это не то, что нужно детям.
- Вы можете заметить, что ребенок или вы сами ежедневно придерживаетесь одного и того же сценария. Возможно, пришло время его изменить. Не пытайтесь сразу охватить слишком много, ваши цели должны быть реалистичны.
- Жизнь ребенка должна быть максимально организованной, но речь не идет о железной дисциплине, все должно быть спокойно и гармонично. Жизнь по расписанию позволит малышу улучшить собственное поведение и чувствовать себя в безопасности. При необходимости переместиться из одного места в другое или перейти с одного занятия на другое, дайте ребенку пару минут.
- Поддержка здоровых отношений в семье является важным аспектом. Воспитание ребенка дается намного легче, если супруги живут в гармонии. Обязательно найдите время, чтобы укрепить отношения.
- Первостепенно обсуждению подлежит образовательная программа. В образовательном учреждении должны быть предусмотрены специальные программы для таких учеников. Изменению может подвергаться учебный план, система оценивания, способы самостоятельной работы или техника преподавания.
- Иногда дети с таким расстройством эффективнее воспринимают материал, если не записывают его вручную, а обрабатывают на компьютере. Родители должны рассмотреть такой вариант с учителем.
- Необходимо поддерживать попытки учителей помогать ребенку во время уроков, убедится в том, что за его успеваемостью в школе следят, имеют достаточно терпения и гибкости, поощряют усилия.
- Введите практику заниматься йогой или медитировать после уроков в школе. Занимайтесь этим вместе с малышом, научите контролировать симптомы рассматриваемого состояния.
- В период вынашивания плода старайтесь избегать любых негативных факторов, которые могут повлиять на его развитие – наркотики, курение, алкоголь, токсические вещества из внешней среды. Стоит также помнить о вреде пассивного курения, загрязняющих и токсических веществах свинцовой краски, промышленных и сельскохозяйственных химикатов.
- Просмотр телевизионных передач также должен быть ограничен, после рождения ребенка ограничьте для него просмотр телевизора и игры на компьютере.
- Воспитывая малыша, четко устанавливайте границы, придерживайтесь последовательности и старайтесь четко осознавать, какие последствия будет иметь его поведение.
- У малыша должно быть ясное представление о том, что ему предстоит сделать на протяжении дня – завтрак, поход в школу, уроки, уборка по дому и приему пищи, отдых и развлечения – все должно быть спланировано.
- Общаясь с ребенком, не отвлекайтесь на посторонние дела, зрительный контакт всегда должен присутствовать, всегда уделяйте пару минут на похвалу.
Частые вопросы
Какие симптомы характеризуют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Симптомы СДВГ могут включать в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивное поведение, трудности с организацией и управлением временем.
Каковы причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности?
СДВГ может быть вызвано генетическими факторами, нейрохимическими дисбалансами, окружающей средой и другими биологическими и социальными факторами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите научные и медицинские источники, чтобы понять суть синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и его симптомы. Это поможет вам разобраться в этой проблеме и принять информированное решение.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалисту – психологу или психиатру, если у вас есть подозрения на наличие СДВГ у вас или у вашего ребенка. Только профессионал может поставить правильный диагноз и предложить соответствующее лечение или поддержку.
СОВЕТ №3
Поддерживайте здоровый образ жизни, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и регулярный сон. Хотя эти меры не могут вылечить СДВГ, они могут помочь улучшить общее самочувствие и снизить некоторые симптомы.