Алалия — полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи
Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.
При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.
Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.
Причины
- Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
- Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
- К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.
Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.
Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.
Группа риска и меры профилактики
Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:
- инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
- женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
- инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
- женщины, у которых тяжело протекали роды;
- очень быстрые роды;
- долгий безводный период;
- женщины с узким тазом.
Как минимизировать риски?
- Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
- Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
- Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
- Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.
Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации
На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:
- моторная форма или экспрессивная;
- сенсорная алалия или импрессивная;
- комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.
Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.
- Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
- Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.
Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.
Симптомы моторной алалии
- Наблюдаются проблемы с двигательными функциями в виде неловких движений, плохой координации и слабой моторики пальцев на руках.
- Сложности с изучением умений самообслуживания, например шнуровка ботинок.
- При рассмотрении психологических аспектов среди детей, у которых наблюдается моторная алалия, проявляется нарушение в эмоционально-волевой характеристике, внимании, а также восприятии.
- Дети, в зависимости от поведенческих особенностей, могут обладать гиперактивностью, расторможенностью, а также малоподвижностью либо заторможенностью.
- Большая часть детей обладает сниженной работоспособностью, высокой утомляемостью и негативизмом относительно речи.
- Ущерб интеллекту у детей с алалией наносится по причине нехватки речевой активности. В процессе речевого развития данный недостаток будет постепенно компенсироваться.
- Наблюдается сохранение функции восприятия и понимания речи на фоне грубых отклонений или неразвития собственной речи у ребенка.
- С запозданием протекает каждый из этапов развития речевого навыка, при этом наблюдается существенное редуцирование самих речевых реакций.
- Наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, несмотря на доступность любого артикулярного движения для ребенка, у которого проявляется афферентная моторная форма патологии.
- Основной речевой дефект — неспособность выполнить последовательно серию артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением словесной структуры.
- Динамический речевой стереотип не сформирован, что способно приводить к возникновению заикания.
- Наблюдается скудность словарного запаса относительно возрастных норм. Новое слово плохо усваивается, активный словарь наполнен основной обиходной терминологией.
- Последствием низкого словарного запаса является плохое понимание словесных значений, их неправильное применение, замена на схожие по семантике и звучанию слова.
- В словаре полностью преобладают существительные.
- Фразы состоят из элементарных предложений. Ребенку не удается в правильном порядке излагать события и выделять основные либо вспомогательные элементы. Возникают трудности в процессе передачи событий.
- Сложные формы приводят к тому, что ребенок может только подражать звукам, произнося лепетом слова и сопровождая их высокоактивным жестикулированием или мимикой.
Симптомы сенсорной алалии
- Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
- Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
- В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
- Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
- Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
- Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
- Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
- Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.
Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.
Диагностика
- Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
- Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
- Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
- Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
- Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
- Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.
Коррекционное воздействие
Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.
Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.
Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.
При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.
Также рекомендуется относительно ранее обучение ребенка-алалика грамоте. Подобный навык позволит укрепить изученный материал, а также вести контроль устной речи.
Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.
Частые вопросы
Какие симптомы алалии могут наблюдаться у детей?
Симптомы алалии у детей могут включать задержку речевого развития, затруднения с произношением определенных звуков, повторение звуков или слогов, а также трудности с формированием понятных предложений.
Какие виды алалии существуют?
Существует несколько видов алалии, включая моторную алалию, сенсорную алалию и смешанную алалию. Каждый вид характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода к лечению.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на изменения в речи и языковых навыках у вашего ребенка. Если вы замечаете затруднения в произношении звуков или задержки в развитии речи, обратитесь к специалисту для диагностики алалии.
СОВЕТ №2
Изучите различные виды алалии и их симптомы, чтобы быть готовыми к возможным проявлениям у вашего ребенка. Чем раньше вы обратите внимание на проблему, тем быстрее можно начать лечение и коррекцию речевых нарушений.