Формы проявления отклонения
В эту же группу входят атипичный аутизм и синдром Ретта.
В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:
- эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
- экзогенно-органическая;
- психогенная.
В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.
В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.
- Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
- Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
- Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
- Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.
Симптомы недуга
Основные симптомы следующие:
- отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
- нарушения нормальных сенсорных реакций;
- стереотипии в различных проявлениях;
- нарушения развития коммуникативных функций.
Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.
На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.
Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.
Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.
У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.
Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.
Диагностирование и лечение
- при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
- при наличии коммуникативных нарушений;
- при стереотипности поведенческих проявлений.
Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.
При наличии судорожного синдрома, могут рекомендоваться КТ и МРТ. Если имеют место неврогенетические нарушения, пациенту рекомендуют проконсультироваться с генетиком. Лечением расстройств пищеварения занимается гастроэнтеролог.
Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.
Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.
- противосудорожные;
- психостимулирующие;
- антипсихотические.
Ключевые позиции в борьбе с изучаемым отклонением неизменно отводятся психотерапии. Пациенту показана психолого-педагогическая коррекция, работа с логопедом, помощь дефектологического характера. Практикуются игро-, трудо-, музыко-, арт-терапии.
В процессе сопутствующего обучения следует делать ставки на лучшие качества ребенка. К примеру, некоторым детям-аутистам нравится математика, другие проявляют успехи в живописи.
Ввиду невозможности избавиться от патологии в детстве, болезнь неизбежно даст о себе знать в период взросления пациента. В идеале, если недуг удается обнаружить в раннем возрасте и начать его правильно лечить, по статистике более чем 30% детей удается в достаточной степени социально адаптироваться. Без своевременной квалифицированной помощи более 65-70% больных остаются глубокими инвалидами, не имеющими навыков для самостоятельного обслуживания и взаимодействия с другими людьми.
Ввиду того что достоверные причины возникновения патологии неизвестны, дать какие-то конкретные рекомендации невозможно.
Можно лишь привести общие советы для женщин, собирающихся в ближайшем будущем стать мамами:
- грамотно планируйте беременность;
- правильно питайтесь;
- не подвергайте свой организм воздействию любого рода неблагоприятных факторов;
- не общайтесь с инфекционными пациентами;
- придерживайтесь рекомендаций ведущего вас специалиста.
Таким образом, синдром Каннера – это сложная многогранная болезнь, полностью избавиться от которой в настоящее время, к сожалению, невозможно. Людям, столкнувшимся с этой бедой, можно лишь пожелать удачи и терпения. Будьте здоровы!
Частые вопросы
Чем характеризуется синдром Каннера (ранний детский аутизм)?
Синдром Каннера, или ранний детский аутизм, характеризуется нарушением социального взаимодействия, коммуникации и поведения, а также ограниченными интересами и репетитивным поведением.
Какие признаки могут указывать на наличие синдрома Каннера у ребенка?
Признаки синдрома Каннера могут включать в себя отсутствие глазного контакта, неспособность к эмпатии, повторяющиеся движения или речь, а также строгую устойчивость к изменениям в рутине.
Каковы методы лечения и поддержки детей с синдромом Каннера?
Лечение и поддержка детей с синдромом Каннера включают в себя поведенческую терапию, речевую терапию, обучение социальным навыкам, а также поддержку семьи и образовательную поддержку в школе.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту, если у вас есть подозрения на синдром Каннера у вашего ребенка. Раннее выявление и начало специализированной помощи могут значительно улучшить прогноз и качество жизни ребенка.
СОВЕТ №2
Изучите информацию о специальных образовательных и реабилитационных программах, которые могут помочь вашему ребенку развить навыки социального взаимодействия и адаптироваться в обществе.
СОВЕТ №3
Поддерживайте связь с другими родителями детей с синдромом Каннера, обменивайтесь опытом и советами. Поддержка со стороны людей, которые понимают ваши трудности, может быть очень важной.